Правила соревнований
Правила проведения соревнований по кумите
1. Правила судейства.
Все судьи имеют равные права в судействе, но окончательное решение принимает Рефери.
Поединки свободного стиля (кумитэ) длятся 3 мин, а отборочные 2 мин. Продление боя - 2 мин. В случае необходимости, там где это оправдано, Рефери может продлить время боя. В экстренных случаях, Рефери, после совешания с Президентом, Вице-президентом, судейской коллегией, может изменить всю программу соревнований.
2. Поединки свободного стиля (кумитэ).
2.1. Основные принципы.
- один поединок длится 3 мин, дополнительное время - 2 мин,
- победа присуждается бойцу, который набрал очко (иппон), набрал два ваза-ари, победил по решению судей, соперник дисквалифицирован или отказался от боя.
2.2. Полная победа (иппон)
- полное очко зарабатывается, когда противника выводят из строя более чем на 3 секунды или вынуждают его и вовсе отказаться от дальнейшей борьбы.
2.3. Пол-победы (ваза-ари)
- пол-очка зарабатываются без применения приёмов, когда противника выводят из строя менее, чем на 3 секунды и вынуждают и вовсе отказаться от дальнейшей борьбы.
2.4. В случае, когда противник побеждается с применением любых разрешённых приёмов, ваза-ари может быть присуждено и по другим критериям.
2.5. Объявление двух ваза-ари приводит к победе как за полное очко (иппон).
2.6 Победа по решению судей (хантей)
- Когда победа не достаточно очевидна, она присуждается по специальному решению.
- Решение принимается при участии как минимум 3-х рефери или 4-х боковых судей.
2.7. Продление боя (энчозен).
- когда победа не может быть принята рефери и 4-я боковыми судьями, объявляется ничья и назначаются дополнительное время,
- если после двух продлений победу присудить не удаётся, то победителем объявляется боец, вес которого на 10 кг меньше веса противника,
- в четвёртом раунде, если победителя не удаётся установить по весу, её присуждают по колличеству разбитых досок в тесте тамешивари.
- Если и с учётом этих компонентов победу всё же не удаётся установить, то она присуждается Рефери или Президентом с учётом того, как боец владеет техникой, каков его бойцовский дух, по колличеству ударов и т.д. В этом случае может быть и назначено дополнительное время.
2.8. Нарушение (хансоку)
- нельзя даже легко тронуть лицо или шею противника при атаке рукой или локтем, но ложные выпады в лицо разрешаются,
- удары в пах,
- удары в голову руками,
- атака уже лежащего противника,
- атака со спины,
- захват противника за шею,
- захват и удержание противника за униформу (доги), руки, ноги,
- толкание открытыми ладонями,
- повторяющиеся моменты как падение и заступы после ударов или толчков соперника,
- частые заступы,
- любые другие действия, которые судья сочтёт нарушением,
- сознательно проводимые запрещённые приёмы ведут к объявлению предупреждения
2.9. Штрафные очки (гентен)
- два предупреждения,
- целенаправленное нарушение,
- действия, которые судья сочтёт за грубое отношение к противнику,
- два гентэн влекут за собой дисквалификацию.
2.10. Дисквалификация (сикаку)
- два гентэн,
- не подчинение рефери во время боя,
- действия, которые могут быть квалифицированы как жёсткие, грубые нарушения, намеренно плохое отношение к противнику,
- если бойцы стоят напротив друг друга более, чем одна минута без боя. В этом случае это расценивается как нежелание участвовать в борьбе и оба бойца дисквалифицируются,
- опоздание или неявка на соревнования.
3. Неявка на соревнования (шаи-хоки)
- неявка на соревнования без уважительной причины влечёт за собой штраф в размере 1500 дол. США.
Исключением может служить:
- заключение главного врача соревнований о невозможности продолжения участником дальнейшей борьбы,
- непредвиденные несчастные случаи, которые произошли незадолго или во время соревнований. Освобождение может быть выдано после консультаций с главным судьёй, председателем судейской, наблюдательной коллегии и юристом соревнований.
4. Тест ломания предметов (тамешивари)
- для теста должны быть использованы доски из кедра длинной 33 см, шириной 21 см, толщиной 24 мм,
- очки присуждаются по колличеству разбитым досок.
Если оба соревнующихся разбили одинаковое колличество досок, то преимущество у того, кто на 10 кг легче.
для разбивания досок применяются четыре варианта:
- сейкен, сокуто, эмпи, шуто. Общий счёт данного теста соответствует колличеству разбитых досок,
- каждый участник должен разбить не менее трёх досок, однако он может сделать попытку разбить большее колличество по своему желанию,
- до тех пор, пока все доски не разбиты, очки не присуждаются,
- в случае неудачи, бойцу предоставляется возможность пройти этот тест снова, но тогда колличество досок сокращается до трёх,
- если со второй попытки участнику не удаётся разбить доски, то очки ему не присуждаются,
- доски для разбивания должны помещаться на двух устойчивых блоках. Участнику соревнований запрещается двигать блоки без разрешения судьи, наблюдательной коллегии и ответственных за установку блоков,
- участникам запрещается трогать блоки и доски, но они могут примеряться к расстоянию, а также могут положить на них куски материи,
- тест должен проводиться согласно инструкциям рефери.
Время для теста - 2 мин. Использование бойцом более 2-х минут, расценивается как неспособность разбить доски.
Стандарт судейства
1. Начало боя.
- Называются имена участников, бойцы заходят на арену с противоположных сторон.
- Основной судья (рефери) должен находиться в центре на расстоянии трёх метров от центральной линии.
- Бой начинается после того, как рефери даст команду "хаджимэ".
- Бой длится три минуты (в дополнительных по две).
- Если форма двоих или одного бойца развяжется во время боя, то рефери может остановить спарринг, а бойцы занимают исходные позиции, и им разрешается сесть спинами друг к другу, чтобы привести свою форму в порядок.
2. Во время боя.
- Во время боя при получении одним из бойцов полного очка (иппон), либо применение запрещённого приёма, либо в случае заступа одним из участников, боковой судья должен подать сигнал свистком и одновременно поднять флажок. Рефери даёт команду "ямэ" и участники возвращаются на исходные позиции.
- Флажком подаются следующие сигналы:
Победа (иппон) - судья поднимает флажок того же цвета, что и у победителя, диагонально вверх.
Пол-очка - судья поднимает флажок цвета участника горизонтально в сторону.
Нарушение - судья машет флажком совпадающим с цветом участника, совершившего нарушение, из стороны в сторону, диагонально вниз.
Заступ - судья опускает флажок диагонально, касаясь пола.
Ничья, отсутствие решения - судья скрещивает оба флажка перед собой таким образом, чтобы они были направлены диагонально вниз.
Не засчитывается или не присуждается очко - судья скрещивает оба флажка перед собой и машет ими.
Непонятное действие - судья скрещивает оба флажка на уровне глаз. - В случае победы при "иппон", "ваза-ари" или нарушения рефери советуется с боковыми судьями. Решение, которое объявляется, должно поддерживаться тремя или более из них.
- В некоторых случаях (при нарушениях) бывает достаточно решения только рефери.
3. Победа при "иппон"
- Когда один из бойцов находится в лежачем положении более трёх секунд, либо когда один из них сдаётся, рефери принимает решение вернуть бойцов на середину татами, а затем принять исходное положение.
- Рефери проверяет решение боковых судей и присуждает победу на основании показаний флажками более чем двух судей.
4. Победа по решению судей.
- По команде остановиться рефери произносит "ямэ" и Возвращает участников на исходную позицию.
- Рефери просит участников встать лицом друг к Другу с возгласом "шомен" и запрашивает решение боковых судей. Каждый из судей поднимает флажок совпадающий цветом с участником, который по его мнению победил, диагонально вверх. В случае ничьей, он скрестит флажки перед собой. Окончательным является решение, принятое более чем тремя судьями, включая и рефери. В случае, когда не набирается трёх судей с одним и тем же решением, объявляется ничья.
- В случае ничьей объявляется дополнительное время 2 минуты.
- Если после двух дополнительных боёв невозможно принять решение о победе, его принимают после учёта веса участников. В лучшем положении нахо- дится более лёгкий спортсмен. Для проведения весо- вой экспертизы нужно разрешение рефери. В случае, если вес участников совпадает, победу получает тот, кто сломал большее колличество досок в тамешиваре.
- В случае, если и колличество сломанных досок совпадает, то победа присуждается на основании решения Президента. В этом случае может быть назначен ещё один бой с обязательным решением судей в чью либо пользу.
5. Нарушение.
- В случае нарушения, рефери может принять решение разнять бойцов и остановить спарринг.
- Если боковой судья находится ближе к бойцам, он может объявить паузу и потребовать решения рефери. Если мнение более двух боковых судей совпадает, то с ним соглашается и рефери.
- При принятии решения о нарушении, нужно соответствующее мнение трёх и более судей. Но бывают ситуации, когда достаточно решения рефери.
- Если во время боя нарушение было сделано не намеренно, то участник может получить предупреждение. Два предупреждения влекут первое официальное предупреждение (гентен ичи).
- В случае намеренных нарушений объявляется сразу официальное предупреждение (чуй ичи).
6. Дисквалификация.
- Боец, который имеет два предупреждения и снова нарушает, дисквалифицируется.
- Если действия бойца по отношению к судьям признаются неуважительными, он дисквалифицируется. Особенно, если он намеренно допускает нарушения или ведёт себя некорректно.
- Если оба бойца боллее минуты, стоя напротив друг друга,не начинают бой, они оба дисквалифицируются.
- В случае опоздания на бой или неявки без уважительной причины, боец дисквалифицируется.
7. Завершение боя.
- В случае победы при "иппон" или дисквалификации, рефери немедленно останавливает спарринг командой "шоммен", объявляет результат боя. Участники делают поклон по команде "шоммен", "шушин", дру другу "отагаи" и покидают татами.
- В других случаях, когда даётся сигнал окончания боя, рефери просит участников остановиться, развернуться лицом "шоммен", запрашивает решение боковых судей и после принятия решения о победителе, повторяет описанную выше процедуру.
8. Тамешиваре
- Тест тамешиваре требует присутствия более трёх судей.
- Рефери вызывает участников, которые делают поклон в центр.
- Хотя дотрагиваться до досок участнику не разрешается, он может положить на них кусок материи.
- Рефери даёт сигнал начала. Если участник не сможет в течении определённого времени разбить доски, ему засчитывается поражение.
- Как правило, тамешивари проводится один раз и не повторяется, но по решению рефери и судей, тест может быть повторён.
- Судья просит участника сесть, затем объявляется номер участника, колличество разбитых досок или поражение, если таковое имеет место.
- Участникам, не разбившим доски, предлагается повторить тест.
- После окончательного объявления судьи, боец должен встать, сделать поклон и покинуть татами.
Терминология
Перед боем.
- РЭЙ - скрестить руки на груди, выбросить в низ и сказать ОСУ,
- ШОММЕН НИ РЭЙ - поклон к официальному столу,
- ШУШИН НИ РЭЙ - поклон рефери,
- ОТАГАИ НИ РЭЙ - поклон друг другу,
- КАМАЭТЭ - принять боевую стойку,
- ХАДЖИМЭ - начать бой
Во время боя.
- ЯМЭ - прекратить бой,
- КАМАЭТЭ - принять боевую стойку,
- ЗОККО - продолжить бой (атакуйте, когда нет никаких действий),
- ШИРО - белый. Первый участник выходит на татами,
- АКА - красный. Второй участник выходит на татами,
Название нарушений.
- ГАНМЕН - КОГЕКИ - удар по лицу рукой, локтем,
- ТСУКАМИ - захват доги,
- ШОТЭЙ - толчки ладонями,
- КИНТЭКИ-КОГЕКИ- удар в пах,
- ЗАТСУКИ -удар по голове,
Классификация нарушений.
- ЧУЙ ИЧИ - первое предупреждение,
- ЧУЙ НИ - второе предупреждение, влечёт наказание,
- ГЕНТЭН ИЧИ - первое штрафное очко (ваза-ари)
- ГЕНТЭН НИ - второе штрафное очко, влечёт дисквалификацию. Рефери произносит "гентэн ни - сикаку"
Объявление нарушений.
Рефери обращается к участнику, допустившему нарушение, АКА или ШИРО и объясняет какое нарушение он допустил.
ИППОН и ВАЗА-АРИ
- Иппон - означает победа. Рефери говорит участнику Акка или Широ и объявляет причину победы (акка, миги мае гери, иппон).
- Ваза - ари - эффективная атака, которая наносит ущерб противнику, но не с такой силой как при иппон.
Решение.
Когда невозможно чётко присудить иппон, победа объявляется после принятия решения. Процедура его принятия следущая:
- Ямэ - прекратить бой,
- Шоммен муитэ - повернись в центр,
- Хантей -о- онегаи - рефери запрашивает решения судей, шимасу
- Хантей - когда судьи слышат эту команду, то должны показать своё решение при помощи флажков,
- Широ - белый,
- Ака - красный, Это цвета флажков, совпадающие с цветом бойцов. Судьи поднимают флажок того бойца, которого считают победителем.
- хикиваки - ничья
- ичи - один флажок,
- ни - два флажка,
- сан - три флажка,
- си - четыре флажка,
- шушин - ака
шушин широ
шушин хикиваки - это решения, принимаемые рефери, после того, как он посчитает колличество поднятых флажков (хикиваки ичи, широ ичи, ни, сан. Шушин - широ)
Объявление решения.
Рефери считает колличество флажков и объявляет своё собственное решение. Одновременно рукой он указывает победителя. В случае ничьей, он скрещивает руки внизу перед собой. После этого разрешается дополнительный бой.
Окончание боя.
Рефери объявляет победу. Конец боя.
- шомен ни рэй
- шушин ни рэй
- отагаи - ни рэй
После поклонов друг другу участники жмут друг другу руки и удаляются с татами, каждый через свой угол.
Тамешивари.
- шомен ни рэй - так же как при начале боя,
- маваттэ-рэй - повернись вокруг и скажи ОСУ.
- ичини - тсуити - встань рядом,
- хаджимэ - разбивай доски.
Объявление результатов.
- кансуи - все доски сломаны,
- шиппаи - тест не засчитывается,
в случае КАНСУИ произносятся: номер участника, колличество разбитых досок, тоже самое в случае неудачи ШИППАИ.